Печать

Программное выступление Президента Таджикистана по случаю открытия нового здания МИД

on 29 сентября 2016
Просмотров: 2459

Уважаемые сотрудники дипломатической службы суверенного Таджикистана!

Дорогие ветераны дипломатической сферы!
Уважаемые присутствующие!

Весьма символично, что накануне великого традиционного праздника нашего народа – лучезарного Навруза – мы принимаем участие в одном из первых знаменательных событий нынешнего года – церемонии сдачи в эксплуатацию нового здания Министерства иностранных дел Республики Таджикистан.
От всей души поздравляю всех вас с наступлением Нав­руза, ­а­ также с обретением столь добротного высококлассного здания и желаю вам больших успехов на поприще политической мысли, инициативы и действия во благо нашей страны.
По-моему, ни для кого не секрет, что в течении всего периода независимости остро ощущалась необходимость в подобном обустроенном здании, отвечающем требованиям внешнеполитического ведомства и с его сдачей сбылась мечта не одного поколения таджикских дипломатов.
Естественно, такое незабываемое событие, создание прекрасных условий для работы требуют большей отдачи, новых удвоенных и утроенных усилий и стараний в интересах улучшения деятельности, результаты которой вполне отвечали бы требованиям времени.
С того дня – 12 октября 2010 года – когда был заложен первый камень нового здания, прошло всего два с половиной года и вот сегодня мы находимся в этом современном, великолепном здании, которое будет служить таджикским дипломатам – достойным наследникам великих Балъами и Утби, Джайхони и Низомулмулка.
Следует отметить, что здание вобрало в себя европейские и восточные архитектурные традиции, также в нём широко представлены достижения национального зодчества.
Здание состоит из 138 служебных кабинетов, 12 залов, в том числе для переговоров, пресс-конференций и консультативных совещаний, залов для приёма гостей, библиотеки и столовой, в целом в нём созданы благоприятные современные условия для деятельности 300 работников.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность руководству Министерства иностранных дел, архитекторам, инженерам, строителям – всем, кто внес вклад в возведение этого монументального здания.

Дорогие друзья!
Причины, по которым государство уделяет постоянное внимание к вопросам дипломатической жиз­ни, совершенно очевидны.
В процессе формирования и развития Таджикистана как суверенного независимого государства значительную роль играет его внешняя политика.
Конкретные исторические условия зарождения и развития нашей суверенной страны, характер и содержание международного развития на стыке двух веков естественным образом определили особое значение внешнего фактора в жизни нашего государства, а также неразрывную связь внутреннего развития с международными реалиями.
В начале XXI века мир переживает глубокие изменения, возникшие в результате переустройства мировой полицентричной системы. В геополитическом измерении планеты появились новые политические и экономические реалии, которые обуславливают трансформацию системы международных отношений в ближайшие десять-пятнад­­­ца­ть лет.
Процессы, возникшие в мире, на современном этапе охватили политические, экономические, социальные и духовных сферы.
Самым значимым процессом является глобализация, которая напрямую влияет на природу и содержание международных отношений, а также на выбор государствами внешнеполитических векторов.
Республика Таджикистан расположена на важнейшем участке Евразии, которая соединяет Центральную Азию с Индокитайским регионом и принимает активное участие, особенно в последние два десятилетия, в глобальных процессах регионального и международного уровня.
Но это наше активное участие и выход Таджикистана на мировую арену дались нелегко. Достаточно напомнить, что после обретения независимости мы не имели компетентного учреждения или государственной структуры, занимающегося вопросами претворения в жизнь внешней политики, а доставшееся в наследство от советского периода Министерство иностранных дел имело всего одиннадцать работников.
Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что и наша внешняя политика и претворяющий её в жизнь государственный орган – Министерство иностранных дел – являются истинными детищами выстраданной нами государственной независимости!
Именно благодаря независимости мы стали полноправ­ным членом важнейших международных организаций, начиная с Организации Объединённых Наций. Таджикистан признан 147 государствами мира и сегодня мы поддерживаем дипломатические отношения со 128 странами.
Иначе говоря, мы стали полноправным субъектом мирового сообщества и мир признал Таджикистан как независимое государство.
В настоящее время мы находимся в условиях, когда глобализация, как доминирующий фактор эволюции мира, может создать, с одной стороны, огромные возможности для экономического и технологического развития и вообще прогрессивного продвижения стран, но, с другой, она может усилить противоречия в политических, экономических, культурно-нравственных сферах, сделать ещё более разительным социальное неравенство среди людей и усугубить духовный кризис мирового сообщества.
В этих условиях внешняя политика Таджикистана должна иметь прагматическое и реалистичное содержание и способствовать последовательному достижению национальных и государственных целей страны.
Реалистичный подход укрепляет основы независимости страны, и этот процесс должен протекать с учётом новых граней международных отношений, с опорой на реальную действительность эпохи глобализации.
Вызовы XXI века всё более побуждают к тому, чтобы внешняя политика Таджикистана – без утраты классической парадигмы – имела неразрывную связь с экономическими потребностями государства, осуществляя эффективные меры по их удовлетворению.
Одна из важнейших нынешних проблем – это соблюдение баланса между процессом глобализации и национальными интересами каждой страны. Мы считаем, что уважение суверенитета и независимости каждой страны должно быть на деле признано в качестве основы основ общепринятых норм международной жизни.
Глобализация и национальные интересы стран мира должны взаимно дополнять друг друга и являться гарантом устойчивого развития международных отношений.
Республика Таджикистан, последовательно претворяя в жизнь политику «открытых дверей», считает возможным создание эффективных средств сочетания национальных интересов с международными усилиями, объединение этих усилий в деле адекватного противостояния угрозам и вызовам современного мира.
Такой подход в рамках процессов единой международной жизни даст возможность для создания равных условий, всеохватной системы безопасности и достойного положения для каждой из стран и народов, независимо от их роли, места и влияния в геополитическом раскладе сил.
В то же время перманентный характер развития процесса политической и экономической интеграции стал характерной чертой международных отношений.
Республика Таджикистан заявляет о своей приверженности развитию регионального сотрудничества в рамках существующих международных организаций, которые способствуют решению сугубо национальных задач в условиях столкновения интересов.
Активное участие нашего государства в деятельности международных мировых и региональных организаций вытекает из необходимости, связанной с тем, чтобы внося посильный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности, приоритетно обеспечить защиту своих интересов, а также привлечь технологические, экономичес­кие, политические и интеллектуальные возможности для достижения долгосрочных целей внешней политики Таджикистана – создания благоприятных условий для успешной реализации реформ внутри страны и дальней­шего развития суверенного Таджикистана.
Мы заявляем о своей приверженности утверждению нового миропорядка и впредь также будем опираться на международные политические структуры и организации безопасности в мировом и региональном масштабах – Организацию Объединённых Наций, Шанхайскую Организацию Сотрудничества, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацию Договора о коллективной безопасности, Организацию исламского сотрудничества.
Политическое руководство Таджикистана считает, что с уходом в небытие биполярной мировой системы, установление баланса сил не должно осуществляться путём создания новых военно-политических группировок, а посредством соглашений и договорённостей по обеспечению мира и стабильности, а также с использовани­ем эффективных методов превентивной дипломатии.
К сожалению, с завершением периода «холодной войны» конфликтогенное пространство намного расширилось, широкое распространение получают гонка вооружений и международный терроризм, политический экстремизм, фундаментализм, сепаратизм, контрабанда наркотиков, организованная транснациональная преступность, распространение оружия массового поражения и его составных компонентов, что в целом угрожает национальной, региональной и глобальной безопасности.
Мы считаем, что новая мировая система должна быть свободна от войн, конфликтов, насилия и давления и опираться на всестороннее, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество всех стран мира.
Только в таких условиях, путём совместных усилий, можно противостоять глобальным проблемам современности – международному терроризму, политическому экстремизму, распространению оружия массового поражения, техноген­ным и экологическим бедствиям, а также последствиям глобального потепления климата.
Таджикистан, в силу своего географического положения, находясь в центре пересечения геополитических интересов мощных мировых сил, в современных условиях и в обозри­мом будущем намерен проводить целенаправленную политику и в дальнейшем следовать стратегии многостороннего сотрудничества.
Главные цели внешней политики Республики Таджикистан в долгосрочной перспективе, как было отмечено, во имя защиты высших интересов страны должны состоять из усилий по созданию благоприятных внешних условий для устойчивого многопланового развития страны, дальнейшего роста Таджикистана в качестве суверенного независимого государства, достижения согласия и нахождения точек взаимной заинтересованности с зарубежными странами и международными организациями в процессе решения задач, определяемых приоритетами внешней политики нашего государства.
Геополитическое положение Таджикистана, его природно-экономические и демографические возможности, а также уровень социально-экономического развития требуют проведения активной, реалистичной и взвешенной политики. Вместе с тем, надо отметить, что успех внешней политики во многом зависит от баланса целей и возможностей их претворения.
Наше государство, как и большинство стран мира, при определении приоритетов внешней политики исходит, и в дальнейшем будет исходить, из высших национальных целей и интересов. Понятно, что эти приоритеты не могут быть постоянными и неизменными, ибо они должны соответство­вать уровню и содержанию взаимоотношений Таджикистана с тем или иным государством или группой государств.
Вместе с тем, мы, как государство, проводящее политику «открытых дверей», не воспринимаем ни одно государство как априори недружественное и, как я не раз отмечал, будем развивать со всеми странами мира отношения дружбы и взаимовыгодного бескорыстного сотрудничества.
Важнейшая задача внешней политики заключается в создании пояса доверия и безопасности на протяжении всей границы страны путем развития и укрепления добрососедс­ких отношений со всеми сопредельными странами.
В этих целях Республика Таджикистан в межгосударственных отношениях с сопредельными государствами руководству­ется политикой дружбы, добрососедства, невмешательства во внутренние дела друг друга и в решении спорных вопросов, в том числе пограничных и водно-энергетических, отдаёт абсолютное предпочтение мирным средствам их решения, то есть переговорам и диалогу.
Мы и в дальнейшем будем выдвигать мирные инициати­­вы в целях урегулирования конфликтных ситуаций и прини­мать конструктивное участие в их мирном разрешении.
В системе межгосударственных отношений Таджикистана соседние страны и государства региона занимают приоритетное положение. Мы являемся сторонниками дальнейшего приумножения позитивного, многовекового и созидательного опыта дружественного сосуществования народов Центральной Азии.
В отношениях с Республикой Узбекистан определяющими факторами считаются признание важности и необходимости равных, обоюдовыгодных, бескорыстных и устойчивых отношений. Свою политику по отношению к этой соседней стране мы всегда будем проводить на основе взаимного уважения, созидательного сотрудничества и доброжелательности.
Общность целей и задач, которые стоят перед государст­вами региона, диктует необходимость развития и расшире­ния отношений на основе доверия, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с Казахстаном, Туркменистаном и Кыргызстаном.
Руководство Республики Таджикистан считает активное региональное сотрудничество важнейшим средством реше­ния экономических, социальных, экологических проблем и вопросов обеспечения безопасности в Центральной Азии, и этот подход в течении последних двадцати лет не раз был продемонстрирован в нашей политической практике.
В русле созидательного сотрудничества и взаимного доверия мы сможем противостоять глобальным современным вызовам и угрозам в нашем регионе.
Мы уверены, что созидательная региональная интеграция пойдёт во благо государств и народов всей Центральной Азии и каждой центрально-азиатской страны в отдельности.
Если мы обратим свои взоры на юг, то ещё раз убедимся, что установление прочного мира в соседнем Афганистане, спокойствия, политической безопасности и стабильности отвечают национальным интересам Таджикистана.
Мы поддерживаем усилия мирового сообщества и правительство этой дружественной страны в деле всеобъемлющего решения проблемы Афганистана и считаем, что право на определение будущего Афганистана принадлежит исключительно народу этой страны.
Республика Таджикистан всегда была и остаётся заинтересованной в сохранении территориальной целостнос­ти этого дружественного соседнего государства и консолидации всех его политических сил. В рамках совместной деятельности мирового сообщества в Афганистане наша страна и в дальнейшем будет вносить практический вклад, особенно в деле его экономического возрождения.
На поприще развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества, среди стран региона братский, единоязычный с нами Афганистан всегда будет иметь приоритетное место.
В наших отношениях с Исламской Республикой Иран, как и с Афганистаном, важное место занимает историческая общность языка, литературы и культуры наших народов. Таджикистан и в дальнейшем сохранит и будет интенсивно расширять взаимовыгодное многоаспектное сотрудничество в двустороннем и многостороннем форматах с этой страной.
С удовлетворением можно констатировать, что в течении последних шести-семи лет фундаментальная сфера наших отношений – торгово-экономическое сотрудничество – обрела практический характер и достигла заметных высот.
Строительство новых железных и автомобильных дорог, газонефтепроводов, линий электропередач составляют суть созидательных планов, главная цель которых является ни чем иным, как обеспечение спокойной и комфортной жизни народам Таджикистана, Афганистана, Ирана и других стран региона.
Повестка дня наших двухсторонних, трёхсторонних и четырёхсторонних саммитов с Ираном, Афганистаном и Пакистаном, проходивших не раз, заключалась именно в этих вопросах.
Мы и в будущем будем прилагать усилия для укрепления и развития двух- и многосторонних отношений с этими дружественными странами.
С учётом концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в пространстве СНГ мы определили конкретику и выгодные аспекты сотрудничества с государствами-членами, то есть со своими традиционными партнёрами, и будем способствовать развитию и совершенствованию процессов интеграции в пространстве Содружества с целью использования их созидательного потенциала и развития взаимовыгодного сотрудничества.
Поскольку у нас налажены добрые отношения со всеми странами Содружества, следует использовать этот положительный и созидательный потенциал в наилучших формах.
С учётом ведущей роли России в мире и регионе, развитие и укрепление традиционных отношений дружбы и сотрудничества с этой державой имеют особое значение.
Таджикистан ещё с XIX века находится с Россией в едином геополитическом, политическом и торгово-экономическом пространстве. Активизация связей с Рос­сией на основе равенства, взаимной выгоды и стратегического партнёрства в сферах политической, военной, торгово-экономической деятельности, предпринимательства, трудовой миграции, культуры, науки, образования и других вопросах и сегодня отвечает национальным интересам Республики Таджикистан, являясь важным фактором региональной безопасности.
Наша страна не забыла важнейшую позитивную роль России в преодолении внутреннего конфликта в Таджикистане и установлении мира и стабильности на нашей земле.
Мы и впредь будем укреплять наши связи во всех сферах сотрудничества. И, естественно, прежде всего, в области экономики.
Хотя Россия с точки зрения уровня товарооборота с нами занимает первое место, возможностей для развития торгово-экономических связей ещё много и мы будем стремиться максимально их задействовать.
Мы имеем такие наглядные образцы экономических свя­зей и взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, в частности энергетике, как гидроэлектростанция «Сангтуда-1», являющаяся уникальным примером на постсоветском пространстве, и мы будем стремиться к их приумножению.
Дальнейшее развитие отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с нашим великим соседом – Китайской Народной Республикой – является одной из важнейших задач внешней политики Республики Таджикистан в азиатском направлении.
В отношении с Китаем сложились хорошие образцы созидательного и плодотворного сотрудничества и на этой основе возникло широкое пространство для развития тор­гово-экономического и инвестиционного взаимодействия.
Этому способствует единство слова и дела Правительства Китая в части развития многопланового сотрудничества с соседним Таджикистаном, а также совпадение или близость позиций двух государств по вопросам региональной и мировой политики.
Именно поэтому, активизация отношений во всех сферах отвечает интересам не только Таджикистана и Китая, но и укрепления мира и стабильности всего региона, и мы в дальнейшем будем целенаправленно продвигать этот про­цесс как стратегическое направление нашего сотрудничества.
С учётом огромного влияния и важнейшей роли Соединённых Штатов Америки в мировой политике и экономике, Таджикистан и в дальнейшем будет стремиться к тому, чтобы развивать разноплановые отношения с этой глобальной державой и сохранить их партнёрский характер.
Особенно значима помощь, оказываемая этой крупнейшей страной-донором непосредственно или через международ­ные финансовые организации, для развития различных сфер на­шей национальной экономики, и мы с признательностью намерены продолжить позитивный процесс нашего сотрудничества.
Вот уже более десяти лет, как на почве решения афганской проблемы и создания благоприятных условий для регионального и межрегионального сотрудничества заметно укрепились политические контакты и консульта­ции между Республикой Таджикистан и Соединёнными Штатами Америки.
В то же время безопасность Центральной Азии нельзя представить без обеспечения безопасности в Афганистане. Наши многоплановые связи с Соединёнными Штатами Америки в этом направлении и в дальнейшем будут оставаться важным фактором.
Объявленный вывод сил международной коалиции из Афганистана в 2014 году многократно увеличивает нашу ответственность как буферной страны с границей протяжённостью в 1400 км, стоящей лицом к лицу перед вызовами и угрозами современности.
С началом нынешнего века в отношениях Таджикистана и Евросоюза произошли коренные положительные сдвиги и эта тенденция укрепляется с каждым годом.
Вопросы продвижения экономических реформ в нашей стране и поэтапного вхождения нашей национальной экономики в мировую систему хозяйственных отношений всё больше ставит нас перед необходимостью развития экономических, политических и культурных связей с индустриально развитыми странами мира.
Использование опыта этих стран в сферах экономики, современной науки и технологий будет способствовать созданию экономически самодостаточного и подлинно демократического общества.
Таджикистан считает Евросоюз одним из важных экономических партнёров, способствующим привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные сфе­ры национальной экономики, в том числе, энергетику и сельское хозяйство, социальное развитие, охрану окружающей среды и охрану государственных границ, и в дальнейшем на основе взаимной выгоды наша страна будет стремиться к развитию долгосрочного устойчивого сотрудничества с этим влиятельным межгосударственным объединением.
Это сотрудничество, естественно, охватит различные европейские структуры, в частности Европарламент, Совет Европы, Европейский инвестиционный банк и другие. В этом контексте мы поддерживаем новую стратегию ЕС в отноше­нии Центральной Азии и надеемся, что она будет способствовать активному развитию регионального сотрудничества в Центральной Азии.
В этой связи Министерство иностранных дел республики должно разработать и представить конкретный план действий относительно развития связей, привлечения инвестиций и других вопросов, касающихся Европейского Союза.
Развитие всесторонних плодотворных отношений со странами Индо-Китайского региона на протяжении всего периода независимости постоянно находится на переднем плане внешней политики нашего государства.
Принимая во внимание роль Республики Индия в качестве влиятельного государства региона и мира, многовековые исторические и культурные связи таджикского народа с народом Индии, а также её широкие экономические и технологические возможности, мы, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, развиваем и укрепляем многоплановое сотрудничество с этой страной.
Приверженность Индии демократическим и светским ценностям, непримиримая позиция по отношению к терроризму и политическому экстремизму на фоне геополитических изменений последнего времени приобрели особую значимость.
Это совпадение позиций и целей создаёт условия для того, чтобы расширить поле нашего взаимовыгодного сотрудничества и охватить все новые сферы во благо обеих стран и региона в целом.
С началом антитеррористической операции в Афганис­тане вот уже более десяти лет, как в политической сфере отношений Таджикистана и Пакистана создались благоприятные условия для реального обоюдовыгодного сотрудничества между двумя странами.
Для Таджикистана имеют большое значение торгово-экономические возможности Пакистана, его геостратегичес­кое положение и влияние в Южно-Азиатском регионе и в исламском мире. Поэтому, мы и впредь будем направлять наши усилия на укрепление отношений с Пакистаном и в нашей совместной борьбе против современных угроз, в особенности терроризма, экстремизма и контрабанды наркотиков, будем целенаправленно наращивать взаимодействие.
Это сотрудничество приобретает особое значение в рамках трёхсторонних отношений с Афганистаном, ибо оно направлено не только на решение проблем Афганистана, но еще и демонстрирует новые созидательные образцы взаимоотношений в регионе. В рамках этого сотрудничества скорейшая реализация таких проектов, как линия электропередач КАСА-1000, безусловно, еще больше укрепит фундамент наших отношений.
В целях закрепления своего места на стремительно развивающихся рынках инвестиций, технологий, сырья и промышленной продукции, наше государство считает одним из приоритетных направлений своей внешней политики развитие и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с арабскими странами и странами Юго-Восточной Азии, такими как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Египет, Алжир, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Республика Корея и Япония. Поэтому интенсификация нашей внешне-политической и экономической деятельности в этом геоэкономическом поле является весьма актуальной задачей.
Таджикистан с конца прошлого века придаёт большое значение развитию сотрудничества с Японией. Состояние двусторонних отношений в новом веке создаёт благоприятные условия для достижения этой цели. Ибо Япония, как надежный партнёр и страна-донор, вносит достойный вклад в реализацию наших многочисленных инфраструктурных проектов. Поэтому, и в дальнейшем мы будем развивать наши связи с этой дружественной страной как непосредственно, так и в рамках международных финансовых организаций.
Принимая во внимание роль и место стран-инвесторов Южной и Юго-Восточной Азии, Аравийского полуострова в деле реализации проектов в различных сферах национальной экономики, мы и впредь будем прилагать усилия для развития и расширения взаимовыгодного сотрудничества с государствами этих регионов мира.
Республика Таджикистан заинтересована в развитии торгово-экономических и научно-культурных отношений с Турецкой Республикой. Развитие взаимовыгодного сотрудничества Таджикистана и Турции с начала нашей независимости имеет позитивный опыт и оказывает заметное содействие обеспечению региональной безопасности и укреплению позиций нашей страны в системе региональной интеграции. Наши отношения имеют хорошую перспективу, широкое использование которой выгодно для обеих стран.
Во внешней политике нашего государства с первых лет независимости, наряду с двусторонними отношениями, особое значение имеют и многосторонние отношения в рамках региональных и международных организаций. В этом плане наше взаимодействие с ООН, ШОС, ОБСЕ, ОДКБ, Организацией исламского сотрудничества, Организацией экономического сотрудничества и международными финансовыми учреждениями, как и в прежние годы, должно иметь приоритетное значение.
Сотрудничество Таджикистана с международными и региональными организациями направлено на создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления государственной независимости, сохранения территориальной целостности, укрепления позиции нашей страны в мировом сообществе и её активного участия в глобальных процессах.
Республика Таджикистан является сторонником долгожительства Организации Объединённых Наций и укрепления её консолидирующей роли в XXI веке. ООН является уникальным средством для совместного нахождения баланса интересов и единственным глобальным органом, наделённым правом принятия легитимных решений в связи с коллективными операциями по защите мира и международного порядка посредством повышения эффективности и ответственности своего Совета безопасности. Поэтому, мы являемся сторонниками конструктивной реформы этой важнейшей структуры ООН и желаем повышения её роли в решении коренных проблем человечества.
Обеспечение и защита интересов Республики Таджикистан в ООН, в её главных и специализированных органах являют­ся одними из ключевых задач внешней политики нашего государства.
Двадцать лет назад, когда суверенный Таджикистан делал первые шаги на международной арене, он столкнулся с внутренним конфликтом, который угрожал самому существованию государства. В этот крайне тяжелый период началось сотрудничество нашего вновь образованного государства с ООН во имя преодоления этой трагедии, что до сих пор является уникальным примером успешной миротворческой операции и заложило основу нашего взаимодействия с этой глобальной организацией.
Сегодня Таджикистан является активным членом ООН и мы высоко оцениваем наше сотрудничество с этой важнейшей международной организацией. За короткий исторический период одобрение этой глобальной организацией трёх наших инициатив – объявление 2003 года Международным годом чистой воды, утверждения 2005-2015 годов десятилетием действий «Вода ради жизни» и 2013 года Международным годом водного сотрудничества – подтвердило и укрепило репутацию Таджикистана в качестве общепризнанного лидера в этом процессе. При сотрудничестве и содействии ООН и ее различных структур в настоящее время в нашей стране претворяются в жизнь многочисленные проекты, и в дальнейшем мы также будем укреплять и развивать наши связи с ними.
Активное участие Таджикистана в Шанхайской организации содрудничества обусловлено необходимостью укрепления добрососедских отношений, доверительных и дружественных связей между государствами-членами и наблюдателями, а также обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого экономического развития в регионе.
На наш взгляд, возможности этой организации в плане развития взаимовыгодного экономического сотрудничества используются ещё в недостаточной мере.
Приоритетное направление в деятельности ШОС мы видим в развитии экономических связей, реализации инфраструктурных проектов, осуществлении экологическо­го сотрудничества и расширении культурного диалога.
Таджикистан является сторонником того, чтобы в рамках этой организации в борьбе против терроризма, политического экстремизма и сепаратизма – наряду с полноправными членами – активное участие принимали и государства-наблюдатели, а также партнёры по диалогу. В то же время точное и неукоснительное выполнение государствами-членами своих обязанностей, вытекающих из Хартии организации, остаётся настоятельным требованием дня.
В сложных условиях минувших лет наше сотрудничество в области безопасности имело жизненно важное значение, и в этом направлении очень значима наша деятельность в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с глобальными угрозами и в деле обеспечения безопасности жителей страны. Поэтому мы будем укреплять свое членство в ОДКБ посредством активного участия во всех ее мероприятиях и будем стремиться к обеспечению подлинно коллективной безопасности наших стран.
Республика Таджикистан заинтересована в развитии плодотворного сотрудничества с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и ее структурами. Наше государство будет использовать богатый опыт этой организации в деле демократизации общества, создания демократических институтов, защиты основных прав и свобод человека и построения подлинно правового государства на базе социально ориентированной рыночной экономики, решения злободневных экономических и экологических проблем.
Таджикистан с февраля 2002 года является участником программы НАТО «Партнёрство во имя мира» и считает важным и в дальнейшем в её рамках поддерживать активные отношения в интересах сохранения безопасности и стабильности.
Высоко оценивая роль исламской цивилизации в духов­ном развитии человечества и защите мира и стабильности во всём мире, мы являемся принципиальными противниками использования величайшего авторитета священной религии Ислам в корыстных политических целях.
Таджикистан является первой страной на постсоветском пространстве, вступившей в Организацию исламской конференции, ныне именуемой Организацией исламского сотрудничества, и в рамках этой авторитетной организации мы являемся сторонниками развития дружественных отношений и плодотворного сотрудничества со странами исламского мира на двусторонней основе, в рамках ОИС и её учреждений, а также в формате Организации экономического сотрудничества.
На наш взгляд, эти организации должны активизировать свою роль в решении острых проблем своего региона. Таджикистан готов внести свой вклад в этот процесс.
В процессе реализации Национальной стратегии развития и Целей Развития Тысячелетия целесообразно повысить степень отдачи нашего сотрудничества, как страны-участницы, с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, Исламским банком развития, Евразийским банком развития, Европейским инвестиционным банком, другими финансовыми фондами и институтами.
После одиннадцати лет последовательных усилий наша страна была принята во Всемирную торговую организацию. Этот шаг должен стать важным механизмом в деле реализации наших национальных интересов на глобальной торговой и экономической арене. Принимая во внимание это важное событие, соответствующие министерства и ведомства страны должны предпринять эффективные меры по решению задач и целей, о которых мы заявили перед вступлением в эту влиятельную организацию.
Республика Таджикистан и впредь будет предпринимать меры по оказанию культурно-образовательной помощи нашим зарубежным соотечественникам. Конституция Республики Таджикистан гарантирует защиту прав и интересов соотечественников за пределами страны, и они должны регулироваться на основе норм международного права и двусторонних договоров.
Начало XXI века для внешней политики Таджикистана стало периодом перехода на новый и очень ответственный этап развития, что было обусловлено фундаментальными позитивными преобразованиями в самом Таджикистане и глубинными процессами в мировой политике и экономике.
Таджикистан вступил в XXI век с ясным пониманием собственных национальных интересов и своей роли на международной арене, ближайших и долгосрочных внешнеполитических целей и задач. Сегодня наши взгляды относительно ситуации в мире и в регионе, а также приоритетов внешней политики стали намного реалистичнее и глубже.
В настоящее время в нашей стране большинство придерживается мнения, исходящего из классической внешнеполитической парадигмы и заключающегося в том, что внешняя политика должна создавать благоприятнейшие условия для решения вопросов внутреннего развития.
За годы независимости концептуально оформилась внешняя политика Таджикистана.
Абсолютное большинство жителей страны под­держивают миролюбивую, прагматичную, транспарент­ную, ясную, прогнозируемую, сбалансированную внешнюю политику своего государства. Эта политика воспринимается и мировым сообществом как созидательная и прозрачная.
Коренные преобразования в общественно-политичес­­­кой и социальной жизни Таджикистана на рубеже XX-XXI ве­ков и возникновение новой геополитической картины в мире и в регионе выдвинули необходимость конкретизации целей, задач и направлений внешней политики Таджикистана, и это, в свою очередь, стала причиной разработки первого концептуального документа по внешней политике нашего государства.
Как вам известно, еще в сентябре 2002 года была утверждена Концепция внешней политики Республики Таджикистан, которая действует и поныне. Большинство из присутствующих сегодня в этом зале знакомы с этим документом.
Хотя по прошествии более десяти лет концепция теперь нуждается в пересмотре, но по существу она адекватно отражает идеологию всей деятельности нашего государства на международной арене и определяет основные направления, пути и средства реализации долгосрочных национальных интересов Республики Таджикистан. Образно говоря, концепция подобна компасу, с которым мы должны сверять на международной арене свои шаги с учётом обозримой перспективы.
Поэтому Правительству Таджикистана, в том числе Министерству иностранных дел Таджикистана, поручается разработать проект новой Концепции внешней политики государства, в котором с учётом произошедших изменений на международной арене необходимо определить основные цели и направления внешней политики Таджикистана и до конца года представить его на утверждение Президенту страны.
Стержень новой Концепции внешней политики Респуб­лики Таджикистан должен состоять в том, чтобы внешняя политика государства результативно и последовательно шла в русле реализации национальных интересов страны. Главны­ми чертами и сущностными элементами этого документа должны быть реализм и сбалансированность.
Проблематика национальных интересов Республики Таджикистан во внешнеполитической сфере в последние годы всё чаще становится предметом дискуссий в различных научных, общественных и политических кругах. Что же из себя представляют эти интересы на данном этапе и в ближайшем будущем?
Прежде всего, они предполагают защиту и укрепление государственной независимости, обеспечение национальной безопасности, создание благоприятных условий для устойчивого развития экономики и постепенного повышения уровня жизни народа, обеспечение энергетической независимости страны, достижение продовольственной безопасности, вывод страны из транспортно-коммуникационного тупика, защиту чести, прав, свобод и интересов граждан Таджикистана внутри страны и за её рубежами.
В то же время, как было отмечено, создание пояса добрососедства на всём протяжении границ Таджикистана, развитие отношений доверия, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира, укрепление позитивного восприятия Таджикистана в мире, улучшение имиджа страны, способствование созидательной и законной деятельности таджикских диаспор и наших соотечественников в других странах, также отвечают основным внешнеполитическим интересам нашего государства.
Поэтому совершенно естественно, что все государствен­ные органы при осуществлении связей с зарубежными странами и международными организациями в пределах своих полномочий должны будут руководствоваться положениями обновленной Концепции внешней­ по­лити­ки государства.

Уважаемые присутствующие!

В соответствии с Конституцией Республики Таджикис­тан, определение направлений и содержания внешней политики государства является прерогативой Президента Республики Таджикистан, а важнейшим государственным органом по реализации международной политики является Министерство иностранных дел. Практическая реализация общей внешнеполитической стратегии Республики Таджикистан, осуществление конкретных шагов на этом поприще и правовое обеспечение внешнеполитической деятельности, координация наших международных связей с целью осуществления единой политики в отношениях с зарубежными государствами и международными организациями входят в число этих задач.
Хотя я уже не раз указывал на это, ещё раз хочу отметить востребованность экономической дипломатии, ибо в последние годы, наряду с использованием методов традиционной классической дипломатии, в большинстве государств мира заметно повысилось значение эффективного использования инструментария экономической дипломатии. Министерство иностранных дел должно глубже изучить эту практику и творчески использовать лучшие её образцы.
Наряду с аналитическим мышлением и знанием иностранных языков, каждый таджикский дипломат должен обладать совершенными экономическими знаниями и ясно видеть экономическую подоплёку и составляющую суть крупных международных проблем.
Министерству иностранных дел в своей каждодневной деятельности необходимо учитывать геоэкономические реалии современного мира и на деле повернуться в сторону экономической тематики и проблем. Важно не только способствовать привлечению зарубежных инвестиций в Таджикистан и содействовать развитию торгово-экономических связей страны, но и совместно с отраслевыми министерствами создать постоянно действующую систему экспертизы тенденций развития мировой экономики применительно к условиям нашей страны и региона в целом.
В современных условиях многократно возросло значение прогнозирования событий и процессов экономической и политической жизни в регионе, основных препятствий на пути движения нашей внешней политики и своевременная адекватная реакция на них. С учётом этих императивов, МИДу надлежит разработать и осуществить комплекс дополнительных мер.
Одним из таких мер может стать образование Совета по внешней политике – как совещательно-консультативного органа при Президенте Республики Таджикистан. В рамках этого неофициального форума было бы целесообразно с участием экспертов по международным отношениям, ветеранов дипломатической службы, учёных и специалистов-международников и руководителей средств массовой информации, организовать прямой диалог и обсуждение важнейших вопросов международной жизни и внешней политики, прогнозирование ключевых процессов и тенденций на мировой и региональной арене, изучение общественного мнения, оценки международных инициатив нашего государства и другой тематики.
И ещё. Таджикские дипломаты по сей день не имеют в национальном календаре своего профессионального праздника. Думаю, что настало время для того, чтобы после изучения всех сторон этого вопроса, согласно существующей международной практике, принять соответствующее решение.
Всем известны место и значение деятельности посольств в системе нашей дипломатической службы. Но мы не должны забывать, что послы и посольства, которыми они руководят, представляют не только Министерство иностранных дел. Они являются представителями Главы государства Таджикистан при главах других государств и призваны представлять и защищать национальные интересы всей страны. Это обстоятельство наделяет послов и посольства большими полномочиями и одновременно налагает на них огромную ответственность перед государством и народом Таджикистана.
Наши послы и дипломатические представители должны не только хорошо знать положение в стране пребывания, но также обязаны на дипломатических встречах и переговорах грамотно и точно доводить информацию о положении в Таджикистане и достойно представлять нашу богатую культуру и историю. К тому же они призваны ясно видеть взаимосвязь задач страны с общим положением в мире и регионе. Мы ждем от них профессионального анализа, реальных прогнозов и конкретных предложений. Но, к сожалению, качество и содержание значительной информации, поступающей от наших послов и дипломатических представителей, пока ещё оставляет желать лучшего.
Вместе с тем, необходимо более внимательно относиться к разумным и актуальным инициативам наших дипломатических представителей в зарубежных странах и международных организациях. Руководству Министерства иностранных дел необходимо практически поддержать те их начинания, которые могут стать прорывными по отдельным направлениям внешнеполитической деятельности.
В общем, надо отметить, что по кадровым вопросам у нас ещё много недостатков и недоработок – это касается и подготовки достойных и компетентных кадров с высоким профессиональным уровнем, специалистов по важнейшим юридическим, экономическим дисциплинам и другим аспектам международной проблематики, а также вопросов отбора и расстановки кадров.
Сегодня и в центральном аппарате министерства, и в наших посольствах и представительствах этим вопросам надо уделять серьёзное внимание, с тем чтобы туда пришли лучшие кадры.
Много нареканий и критики поступает по вопросам консульского обслуживания граждан, особенно граждан иностранных государств. Думаю, что мы должны устранить существующие недостатки и более серьёзно отнестись к этим вопросам, ибо они непосредственно влияют на международный имидж Таджикистана.
С учётом возможностей современных информационных технологий, мы должны подумать о создании широкоохватной информационной сети, которая соединила бы консульскую, пограничную службы, службу безопасности и полностью исключила бы возможность вмешательства в консульские дела.
Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел, Государственному комитету национальной безопасности, Главному управлению погранвойск, Миграционной службе вменяется в обязанность в течение шести месяцев представить свои предложения по вопросу создания и функционирования электронной сети по вопросам выдачи виз и въезда-выезда граждан, в том числе и иностранных государств.
Одним из важнейших вопросов является также вопрос контроля за исполнением международных договоров Таджикистана с зарубежными странами, и в этой области Министерство иностранных дел должно существенно улуч­­шить свою деятельность. Этот сектор деятельности Министерства должен быть укреплён лучшими специалис­тами, ибо экспертная оценка всех проектов, разрабатываемых другими министерствами, возложена на вас.
Министерству необходимо регулярно представлять Правительству страны аналитические записки и предложения о ходе реализации международных договоров Таджикистана.
Кроме того, во время подготовки официальных визитов Главы государства в зарубежные страны необходимо акцентировать внимание не на количестве соглашений, а на их качестве и значимости для нашей страны.
Формирование положительного международного имиджа Таджикистана для Министерства иностранных дел и дипломатических представительств нашего государства было и остаётся одной из центральных задач. Вопросы защиты чести и достоинства на международной арене, зарубежного авторитета и надёжного партнёрства для Таджикистана стоят на первом месте. Ситуация в этом направлении работы оставляет желать лучшего, поэтому Министерству надлежит существенно поднять этот уровень.
Наше государство в последние годы придает все большее значение вопросам состояния и перспективам своего информационного пространства, его защиты и насыщения, и этот фактор мы рассматриваем как один из основных способов формирования положительного восприятия страны на мировой арене. Министерству иностранных дел необходимо коренным образом улучшить своё взаимодействие с представителями средств массовой информации и расширить своё присутствие в Интернете и его социальных сетях.
В конце я хотел бы напомнить, что в этом году нас ждет много важных дел. Намечается проведение в стране крупных международных мероприятий, в том числе связанных с Международным годом водного сотрудничества. Их успех в большинстве случаев зависит от качества деятельности дипломатов и их профессионального усердия. Рассчитываю на то, что ваша деятельность в дальнейшем больше будет отвечать требованиям сегодняшнего дня и ещё более приблизит международную стратегию и практику нашего государства к достижению основных целей.

Желаю вам на этом ответственном поприще успехов и удвоенной созидательной энергии.
Будьте здоровы и счастливы.

-